Пандемия изменила подходы ЕС к оплате людей наёмного труда
Европейский парламент подготовил новые документы, связанные с условиями труда наемных работников. Рассказать о них мы попросили депутата Европарламента Татьяну Жданок.
— Татьяна Аркадьевна, три года назад Парламент уже разработал и принял основные нормы условий труда для всего Евросоюза. Неужели они так быстро устарели? Почему возникла необходимость вернуться к этому вопросу вновь?
— Реалии современной жизни меняются столь стремительно и вызовы ее столь кардинальны, что да, нам пришлось вновь вернуться к этому вопросу. Документ очень важный и связан он с условиями труда, возникшими во время пандемии. Для огромного числа людей рабочее место перенеслось из офиса домой. Многие школьники и студенты перешли на домашнее обучение. Эти новые вызовы никоим образом не учтены в европейских нормах, которые касаются занятости. Да в этом и не было необходимости!
Три года назад мы действительно много и очень серьезно занимались нормами труда, когда принимали базовые линии для всего ЕС. И, конечно, там есть раздел о занятости дома, например, раздел о гибком графике работы. Но три года назад никто даже представить себе не мог, что фактически все офисные работники через полтора года практически полностью перейдут на работу домой. Возникла проблема защиты сочетания работы дома и личной жизни. Это очень сложно. Поэтому срочно возникла необходимость переделать все эти документы, адаптировать их под сегодняшние реалии.
— Расскажите подробнее об этом документе.
— Первое основное правило, которое не во всех странах учитывается — работает человек в офисе или дома, зарплата от этого ни коем образом не должна изменяться. Более того, когда человек работает из дома, его издержки волей-неволей увеличиваются. Он больше платит за электричество, ему требуется большая скорость интернета и так далее. Это ему по логике надо доплачивать, ну уж ни в коем случае не снимать с него зарплату за то, что он работает дома.
Второе основное правило домашней работы – право отключиться. Раньше досягаемость работника в течении рабочего дня (ну или чуть-чуть после) была нормой. Дальше он имел право быть недосягаемым по рабочим вопросам. И у человека есть право свою эту недосягаемость охранять. Для любого работающего человека это принципиально важный вопрос. При переходе на работу из дома эти границы часто нарушаются.
Стерлись границы между частной жизнью и трудовой. Фактически человек весь день находится дома, с ним же весь день находится дома ребенок (или дети), супруг(а), возможно родители. Находится всем вместе 24/7 на небольшой территории даже родным людям очень тяжело. У каждого — свои интересы и свой график деятельности. И семейная жизнь, и рабочая жизнь перестали иметь хоть какие-то границы. Это неправильно. Поэтому в новых разработанных нами правилах право отключиться получило новое видение — конкретно оговаривается рабочие и нерабочие часы. И это обязательно должно быть включено в законодательство.
— Какое участие в разработке нового законопроекта принимали вы?
— Я работала над этим документом как теневой докладчик. При его обсуждении опять столкнулись точки зрения либералов и левых. Либералы, консерваторы, представители Народной партии настаивали на том, что «нечего тут регулировать, жизнь сама все отрегулирует». Позиция нас, левых и левоцентристских фракций, была другой. И нам пришлось серьезно повоевать, чтобы настоять на необходимости каких-то больших прав и ограничений регламентаций в том, что касается защиты прав трудящихся.
— Вы сказали о разногласиях фракций. Но ведь и разные страны ЕС новые нормы коснутся по-разному.
— Да, действительно, для одной страны новые нормы менее актуальны, потому что такая форма у них существует уже давно, там уже приняты и даже каким-то образом отрегулированы нормы, и никто не страдает. А есть страны, в частности, наша Латвия, для которых это абсолютно новая форма занятости, она никогда не применялась. И фактически ни работники, ни работодатели не знают, как в таких условиях себя вести. Государство тоже не знает, что с этим делать, потому что трудовой закон по этому поводу ничего не предусматривает. Вот для этого и есть европейское регулирование, которое обозначает основные направления того, что собственно делать.
— Какова дальнейшая судьба ваших законопроектов?
— Они поступят в Европейскую комиссию. На их основе будут изменяться имеющиеся директивы к правам людей наемного труда. И мы очень надеемся, что они помогут нам всем отстаивать свои права. В данном случае трудовые права, что для нас, Русского союза Латвии, очень важно.
Публикация оплачена политической группой Европарламента «Зелёные/Европейский свободный альянс»