Татьяна Лисс: «Ищу гармонию во всём!»
Беседу вела Лена Ленкова
– Таня привет!
– Привет!
– Зайдя на твою страничку в Инстаграм, честно говоря, я немного растерялась. Последний пост выложен с надписью: “По техническим причинам новые заказы временно не принимаю”. Скажи, что случилось?
– Отвечу так. И случилось и не случилось.
– Объясни, пожалуйста, это как? (в ещё большем недоумении поинтересовалась я)
– Ну, как тебе сказать. Наверное, в моей жизни настало время перемен. Я долго шла к этому! Долго хотела и вот наконец-то решилась перейти от индивидуального пошива одежды к пошиву коллекций.
– И что же поспособствовало принятию данного, я бы даже сказала, радикального решения?
– Стечение обстоятельств. У меня вышла из строя техника. “Это был знак?!” Вероятнее всего, что “Да!”. Видимо там наверху, кто-то уже не мог наблюдать за моими колебаниями, и этот кто-то решил меня немножечко подтолкнуть.
– То есть, ремонт машинок послужил тебе окончательным звоночком, для перехода на новый этап развития.
– Совершенно верно. Я морально устала. Работа с людьми, тебе ли не знать, она энергозатратна.
– Конечно.
– Люди разные приходят, каждый со своим настроением, к каждому надо подобрать подход, поговорить. Каждого пропускаешь через себя, узнаешь его желания, предпочтения, вкусы. Нельзя так – посмотрел на человека: “Ну, что, я всё поняла! Позвоню, когда прийти на примерку! До свидания!” Нет, я так не могу, к сожалению, а может, и к счастью. Для меня каждый заказ, каждый клиент это как отдельный маленький рассказ в книге. Он должен иметь своё начало, середину и конец. Я действительно долго об этом думала: “Таня, уже пора переходить на новый уровень! Пора двигаться дальше!” И тут звонок, письмо – “Сшейте мне, пожалуйста…..!” Она хочет новое платьице, костюмчик, блузочку… Ну, как ты откажешь девушке, женщине в радости?!
– А тут всё вроде бы решилось сами собой – машинки в ремонте.
– Да!
– Скажи, ты наверняка уже задумывалась, с чего начнёшь шить свою коллекцию? Какое это будет направление?
– Я думаю начать с пошива детской коллекции платьишек. Платья будут в единственном экземпляре, ручной работы.
– Ручная работа, как правило, дорого стоит.
– Соглашусь с тобой, но ведь это эксклюзив, а не “Copy – Paste” (“Скопировал” – “Вставил”). Не скажу, что цены будут супер завышенными, но и недешевыми. Будет средняя приемлемая стоимость, которую в принципе люди могли бы себе позволить. Вообще, должна сказать, что нужно приучать людей к качественным, хорошим вещам. Прививать им правильные тенденции.
– Мне кажется, мы к этому и идём. Я всё чаще начинаю замечать, что многие пользуются как раз таки услугами индивидуального пошива. Как ты говоришь?! “Copy – Paste” уже не всем хочется носить. Потребность надеть на себя что-то “этакое” растет с каждым днём. И тут, главное, найти для себя стилиста – модельера, который поможет, подскажет и сошьёт.
– Лена, знаешь, изначально, когда я только выучилась и начала шить, я же хотела просто спокойно заниматься любимым делом анонимно, не афишируя лица.
– Оставаться в тени, за ширмой?!
– Да, не люблю публичность. Но! Мне моя учительница сказала: “Тань, так нельзя! Люди хотят видеть лицо бренда, люди достаточно открыто идут к тому, кто им симпатичен, кого они знают. Кто доступен, к тому, кому они будут доверять”.
– И она права.
– Да, я подумала и поняла, что действительно так оно будет правильнее. Учительница меня буквально “вытолкнула” в соцсети, в Инстаграм.
– Конечно, люди, прежде всего, доверяют человеку, а потом уже привыкают к бренду… Таню Лисс знают многие, к бренду “TATJANA LISS” идёт постепенное привыкание и как я понимаю с выходом твоей первой коллекции этот процесс значительно ускорится. Ну, а пока, поговорим о тебе!
– Давай попробуем!
– Хорошо, тогда начнём с истоков. Тань, расскажи, как к тебе пришло шитьё? Нитка с иголкой.
– Мне кажется, я знала, чувствовала, что это моё с самого раннего детства. Как мне мама рассказывала – что, будучи, в пятилетнем возрасте я рисовала принцесс без головы (улыбается).
– Боже мой, Таня?! Как это без головы?!
– Вот, так. (улыбается) Мне было важно нарисовать туловище и потом уже “нарядить” его. Главное, чтобы было красивое пышное платье, а с головой или без – неважно…
– Извини, что перебиваю. Помнишь, в детстве были такие наборы для девочек. Не знаю, застала ты этот момент или нет.
– Да, да, да! Я помню! Картонная кукла и к ней шла бумажная одежда для вырезания.
– Точно! Вырезаешь эту одежку, а потом крепишь её плечиками к кукле… Когда ты сказала, без головы, я почему-то сразу вспомнила этот набор. Согласись, общее явно проскальзывает?!
– Да, что-то есть. Я рисовала безликих манекенов, а к ним уже пририсовывала красивые платья. Ещё немало важную роль во всём этом сыграла моя бабушка. Каждое лето мы с сестрой отдыхали у неё в Латгалии. Бабушка шила одежду. У неё была такая красивая старинная высокая (для меня маленькой девочки она была высокой) ножная машинка. Бабушке было достаточно снять две мерки, быстренько прямо на ткани раскроить и на машинке прострочить. Всё – вещь готова. Мне нравилось наблюдать за ходом работы, я смотрела, словно завороженная. Она так всё быстро делала и буквально, как по взмаху волшебной палочки из куска ткани вдруг из ниоткуда появлялась одежда.
– Не хотелось самой попробовать, поучаствовать в процессе?
– А я пробовала. Бабушка мне показала, научила меня каким-то простеньким азам и я своим куколкам сама шила одежду. Мне это очень нравилось. Нравился сам процесс. Берешь кусочек материала, который бабушка разрешит взять, и “колдуешь” над ним, превращая лоскуток в платье для куклы. Так проходили мои каникулы у бабушки.
– Здорово. Получается, ты пошла по её стопам.
– Да. Моя мама тоже иногда шила. Наблюдая и улавливая каждую мелочь, я влюблялась всё больше и больше в это уникальное мастерство. Потом началась школа, и когда пришёл 12-ый класс, а с ним встал вопрос выбора дальнейшей профессии.
– Я так понимаю, для тебя было всё очевидно.
– И да, и нет. Как это часто бывает – ты с подружками обмениваешься планами, мыслями, куда пойти учиться дальше, куда поступать… Вот и я сказала, что хочу пойти в 48-ое училище учиться шитью. Конечно, я не ожидала той реакции, которая последует после моих слов. Подружки буквально сразу в один голос, с пренебрежением заявили: “Ты что на “Лауму” хочешь пойти работать?! Швеёй что ли?!” И как-то сразу мой пыл поубавился.
– Общественное мнение возымело верх над желанием.
– Получается так. Меня пристыдили, и пошла я в логистику, которую впоследствии бросила. Не моё, совершенно. Не лежала душа, не нравилось абсолютно.
– До конца получается, ты не доучилась, я правильно понимаю?
– Да, но в то время не было простой логистики, как сейчас. Тогда была логистика и машиностроение и как только дело дошло до внутренних составляющих машин, всё! Я ушла! После я изучала предпринимательскую деятельность, параллельно работала в “Балтике”. Отработав там 7 лет, мне стало как-то грустно, не по себе. Я смотрела на моих знакомых, ровесниц, которым их работа приносила удовольствие. Была в радость. А у меня за все эти годы проскальзывала лишь одна мысль: “Таня, ну что не так!”
– Твоё внутреннее ощущение себя вызывало дискомфорт?
– Отчасти, да. Вроде всё хорошо, нормально и в то же время, что-то внутри тебя сидит и грызёт, не оставляет в покое. Не было ощущения гармонии, к которой я стремилась. Всё же по натуре своей я была и остаюсь творческим человеком. И в этот такой переломный момент… Знаешь, вот когда ты уже на краю… И либо сейчас на что-то решишься, что-то сделаешь, поменяешь в своей судьбе. Либо смиришься…
– Примешь как данность.
– Да. И в этот переломный момент мне очень помогла мама. Она всегда меня хорошо чувствовала и понимала. Она подтолкнула меня к правильному решению. Мама, чтобы меня стимулировать и вдохновить на подвиги, купила и подарила мне мою первую машинку.
– Она разожгла в тебе некогда потухший уголёк мечты.
– Да. Самое важное в жизни помимо желания, умения, это поддержка. Начинать движение в одиночку крайне трудно, а про страх я вообще молчу.
– Согласна с тобой. Это потребность в поддержке в нас заложена с детства. Когда мы только учимся ходить, нам помогают. Когда мы садимся на велосипед – нас подстраховывают. Всё время с нами кто-то рядом, пусть даже интуитивно. Так и во взрослой жизни, если ты идёшь по дороге один и тебе нужно доказывать что-то не только всем вокруг, но и самым близким – это невероятно тяжело.
– Да, а когда рядом находятся люди, которые в тебя верят и поддержат, помогут во всём – уже намного легче. Вот только тогда, в 18-ть, мне одной маминой поддержки не хватало. Видимо, ориентиры были немного сбиты. Я прислушивалась не к себе, не к маме, а к мнению подружек – одноклассниц. Я не смогла настоять на своём выборе, что я хочу пойти в 48-ое! Это не стыдно, это прекрасно уметь шить и делать своими руками новые вещи.
– Под гнётом той ситуации, тех девочек, которые так сильно всё изменили своим мнением и заставили тебя задуматься о правильности грядущего выбора, ты спасовала.
– Да. Они говорили с иронией, насмешкой: “Ну что, ты всю жизнь шить, что ли будешь?! Это что, профессия твоей мечты – сидеть день и ночь уткнувшись носом в машинку?!” Я не смогла противостоять общественному мнению, каким-то предрассудкам. В том возрасте, мне нужна была поддержка из вне. Одобрение девочек, наверное. Я, 18-летняя, была ведома и считала невозможным противостоять другим. Мне не хотелось, чтобы потом, за моей спиной шушукались и смеялись.
– И вот спустя годы локомотивом послужила мама.
– Мама такой “волшебный пинок” у меня. Всю жизнь.
– А ты сама нерешительная?
– На самом деле, я решительная. Я решения принимаю очень быстро и в моей жизни были такие ситуации, что нужно было здесь и сейчас сделать выбор, принять то или иное решение, от которого многое зависело… Но в той ситуации именно мама сыграла главную роль, подарив машинку и сказав: “Таня, ну тебе же самой этого не хватает! Тебе же нравилось шить!” Я села за машинку и буквально через полчаса все эмоции, желания, мечты возвратились ко мне, как мне кажется, с удвоенной силой.
– Какой марки машинка была, помнишь?
– Честно, я не помню. Это была совершенно простенькая, недорогая машинка. Чисто для старта, чтобы почувствовать почву под ногами, окунуться в те ощущения детства. Мудрость мамы взяла верх. И именно она дала мне те недостающие, жизнеутверждающие моменты, которые нужны были для решительного рывка вперёд. Просто ради того, чтобы меня разогнать – грубо говоря. И я поступила в лиепайский филиал “Рижской школы труда”. Прошла там достаточно хорошую школу шитья, с самых базовых азов до “высшего пилотажа”. За учёбу надо было платить, поэтому я училась, и продолжала работать в Балтике. Потом дополнительно уже стала брать свои первые заказы. И когда мой рабочий день стал 15-ти, а иногда и 17-ти часовым – я поняла, что так дальше нельзя, иначе сгорю. И в один день – это как раз к вопросу о нерешительности – в один день я приняла решение уйти с работы и заниматься исключительно пошивом одежды. Потом уже я брала онлайн обучение у московского дизайнера платьев – Натальи Рассказовой, и именно она меня вывела из тени.
– Свой первый заказ помнишь?
– Да, конечно. Коллега по работе попросила сшить платье. Это было нежно-розовое платьишко с воланом.
– Понравилось?
– Да, она осталась довольна.
– Таня, идеи как к тебе приходят. Ты их берешь из головы, может быть, из Бурды?
– Нет, нет, нет! Бурда точно нет! Я строю выкройки всегда сама. Мне этот процесс доставляет удовольствие. Мне не нравится взять готовую выкройку и перенести её на лекало. Это скучно. Поэтому я не использую никогда готовые выкройки, идеи есть у меня самой, приходят ко мне как-то сами. По кусочкам, по кусочкам приходят идеи, появляются образы в голове, которые сразу же хочется перенести на листок бумаги.
– Как сказала бы сейчас Коко Шанель: “Я не занимаюсь модой. Я сама – мода”. А вдохновитель? Скажем так, твой «муз».
– Зухаир Мурад – ливанский модельер, дизайнер шикарнейших вечерних и свадебных платьев. Он является, если можно так выразиться, идолом для меня. Смотрю на его коллекции и просто восхищаюсь.
– Я правильно понимаю, что ты шьёшь всё?
– Да. От повседневной одежды, верхней одежды до вечерних нарядов и свадебных платьев, но сейчас хочу уйти только лишь в платья. Создавать свои особые коллекции и в этом желание продвинуться дальше мне как раз помог Зухаир. Я смотрю, впечатляюсь и мне хочется, если не достигнуть его уровня, то хотя бы стремиться в этом направлении. Я чувствую, что из всего сегмента одежды, а попробовать себя я смогла во всём, мне ближе всего платья. Мне нравится сидеть, вышивать бисером, бусинками, создавать красоту.
– Но для этой красоты нужен широкий ассортимент материала, фурнитуры, аксессуаров, бижутерии… У нас в Лиепае, как мне кажется, с точки зрения своего обывательского взгляда, выбор не столь велик.
– Начнём с того, что для меня на первом месте, прежде всего, стоит качество материала, его состав. Я этому уделяю очень большое значение. Я долго искала и нашла в Турции производителя, который бы удовлетворял все мои запросы. Качеством я довольна, цены приемлемые, не «кусачие», предлагаемый ими ассортимент разнообразен и велик.
– Как ты подбираешь заказ? На чём основываешься? От чего отталкиваешься?
– Выбираю на свой вкус. Беру, к примеру, пять рулонов ярких тонов, а пять постельных, приглушенных.
– Сколько у тебя на платьишко примерно уходит времени?
– На какое платьишко?
– Я понимаю, может быть, задаю глупый вопрос, каждая модель индивидуальна, есть более лёгкая и более сложная… Но вот если варьировать. От и до…
– Допустим, летний сарафанчик можно сшить за день. Если это свадебное платье, то, конечно, тут надо больше времени и чем больше будет времени, тем лучше, спешка в таком деле ни к чему.
– Да и вообще, поспешишь, людей насмешишь, как известно. Спешка только в одном деле, как мы знаем, очень эффективно помогает…
– Разумеется, поэтому я и решила, что мне легче создавать свою коллекцию, когда никто не стоит над душой, никто не поторапливает. Ты спокойно творишь и получаешь от процесса максимум удовольствия.
– Вкладываешь особую энергетику в вещь.
– Конечно.
– Сколько лет ты этим занимаешься?
– Пять лет.
– За это время наверняка твой список пополнился постоянными клиентами.
– Конечно. Есть такие клиенты, которые делают заказы даже по нескольку раз в месяц.
– Шила одежду на нестандартные фигуры?
– Да, были такие заказы. Это тяжело, не скрою, но всё же опыт, который я успешно, опять же, прошла. Нужно попробовать всё и потом остановиться на чём-то одном.
– Твоя остановка, на которой ты сходишь – это “платья”?
– Да.
– Глядя на тебя и услышав твою историю, мне на ум приходит героиня одного некогда очень популярного и любимого мексиканского сериала “Просто Мария”. Визуального общего сходства с Марией я не нахожу, а вот схожесть истории прослеживается. Она тоже начала с шитья на дому, но вскоре перешла на модельные коллекции.
– Да, я когда была маленькой, у бабушки его смотрела, но тонкостей не помню.
– Тань, для тебя твоё дело это …?
– Любовь. Я на своём месте. Я спокойный человек, ищущий и старающийся сохранить гармонию во всём. И вот я обрела эту гармонию. Я могу часами сидеть и не замечать, как летит время, не замечать усталости. Всё о чём я мечтала в детстве – воплотилось в жизни. Разве это не счастье?!
Вам обоим нужно пересмотреть сериал “Просто Мария”. Обязательно.
Кто-то помнит, на Ленина, 12 была портниха … и в ателье работала и “левые” заказы (по тому времени) принимала. Так она нам всем брюки шила. Отличные брюки, сидели как влитые… никогда нареканий не было. Стоило это 10 рублей и через два часа забирал готовые брюки.
Опять рекламная статейка ?