Гатис Калниньш: Доступность ветеринарных услуг растет
Заболевания мелких и крупных домашних животных уже не только в руках хозяина и судьбы, уровень их лечения вырос. Доступность ветеринарно-медицинских услуг и спектр предлагаемых манипуляций стремительно растет, потому что на них растет спрос, рассказывает врач Гробиньской ветеринарной клиники Гатис Калниньш, пишет портал Rekurzeme.lv.
Раньше животные в жизни людей имели немного другой статус, «сейчас нередко к ним относятся как к ребенку, поэтому готовы тратить средства и спасать». Расширились также знания и возможности врачей, многие из них, как и доктора лечащие людей, специализировались.
Каждый со своим вирусом
Увеличение количества мелких домашних животных, Калниньш объясняет как модой, так и повышением уровня благосостояния людей – они могут себе позволить завести домашнего питомца. Здоровью животных уделяется все большее внимание, и они чаще попадают в поле зрения врачей: «Хозяева стараются обеспечить для животных лучшие условия жизни», – говорит ветеринар.
Спектр болезней, с которыми приходится сталкиваться каждый день, очень широк – кости, зубы, травмы, проблемы брюшной полости. Также чувствуется сезонность: «Когда сезон охоты, тогда наплыв», – отмечает Калниньш. Летом – блохи, в купальный сезон – проблемы с кожным покровом. На различных выставках животные могут подхватить инфекции и вирусы. Ветеринар сравнивает это с эпидемией в детском саду – каждый приносит свою бактерию или вирус. Также происходит и с крупными животными.
Многие хозяева животных отмечают, что на визит Калниньша в гости питомцы реагируют без страха. Он говорит, что так бывает не всегда. Доктор подходит к этому делу практически и считает, что это зависит от ассоциаций, которые возникли уже в щенячьем возрасте. «Одному не нравятся смелые, другому – боязливые». Собака может разозлиться на людей определенного типа, которые вызывают у нее плохие ассоциации. «Я пытаюсь с животными работать так, чтобы отношения не испортились. Со временем неосознанно появляется ощущение, как с кем обращаться». Правда, один ветеринар лучше общается с собаками, другой – с котами. Калниньш рассказывает, что ему самому сложнее понять поведение лошадей, потому что с ними он работал меньше, с этими животными работает ветеринар Янис Швагерис. В свою очередь эмоции после успешного выздоровления проявляют не сами животные, а их хозяева.
Судьбу решает хозяин
Иногда к ветеринару люди привозят раненых диких животных. Тогда надо оценить, что делать, после того, как будет оказана первая помощь. Калниньш отмечает, что такая помощь исходит только от людей, которые нашли больного или раненого животного. Естественный отбор происходит без вмешательства людей. С другой стороны, было бы нечеловечно пройти мимо мучений животного, добавляет ветврач.
Конечно, врачи обладают и желанием оказать помощь в нестандартных ситуациях, столкнувшись с чем-то новым. «В основе нашей работы лежит желание оказать помощь, вылечить и азарт». Коммерция приходит только после этого. В первую очередь это удовлетворение, что ты помог кому-то». Если наоборот, то долго не сможешь работать. Но, чтобы вылечить, доктор вынужден и учитывать расходы на лечение.
«Слава богу, что есть такая возможность – помочь уйти и не мучатся неделями», – говорит доктор об усыплении животных. С эвтаназией людей по-другому. А вдруг кто-то ошибся? Кто возьмет на себя роль Бога?». Эвтаназия не является популяризированной из-за риска ошибки. Смертная казнь была отменена именно по этой причине, а не потому, что не заслужена.
Калниньш подчеркивает, что судьба животного все-таки находится в руках хозяина, ветеринар – только исполнитель. «Мы предлагаем возможности, и хозяева выбирают». Бывает, что врачи отказываются от немедленного приговора и просят время для наблюдения за состоянием животного.
А правда, что породистые животные болеют чаще и труднее их содержать? Калниньш считает, что только отчасти. «Владельцы породистых животных, возможно, обращают больше внимания». Возможно такие же проблемы и у беспородных котов, но их так не замечают. Болезненные породы могут иметь ухоженный вид. Заболевания провоцируют и неправильное скрещивание. Но не так, что, если хочешь здоровую собаку, надо брать дворнягу.
Как автомеханик на улице слышит проблемы каждой машины, так ветеринар видит и неосознанно оценивает проблемы тех животных, которых видит не на приеме. Например, у этой блохи, а у той болят уши. «Конечно, не буду подбегать и рассказывать, что за проблема».
Сердце еще не оперируют
Ветеринарная клиника Гробини уже несколько месяцев работает в новых помещениях – с улицы Лиела переехала на Аллеяс. С 70 квадратных метров на 200, – рассказывает Калниньш. Всего в коллективе девять человек и решили не арендовать или покупать, а строить новое здание, которое спланировано таким образом, чтобы было удобно работать.
Пациент вместе с хозяином прежде всего попадает в помещение для осмотра, а если требуются какие-либо манипуляции или операции, хозяин питомца в этом уже не участвует. Для уточнения диагноза помогает рентген. После операции животное может быть помещено в барокамеру. На стадии строительства небольшой стационар. Однако есть «порог», который не преодолим – хирургия не затрагивает легкие и сердце. Пациенты пересылаются также к кардиологам, специалистам по костям. В клинике работает небольшой зоомагазин.
Напомним, Калниньш был одним из ветеринарных врачей, которые предупреждали о возможном вреде корма для собак «Dogo», по этому делу продолжается судопроизводство с его производителем. «Большой наш успех заключается в том, что эти случаи заболевания снизились», – говорит Калниньш. Самое неприятное, что ответ надо держать за уверенность и выполнение своей обязанности – предупреждение хозяев собак.
Специалистов хватает
Калниньш говорит, что сам «сидит на двух стульях», а другие врачи работают в своей сфере – либо с мелкими животными, либо с крупными.
Болезни домашнего скота в основном не меняются, но, скот болеет реже. Крестьяне стали более образованными, лучше кормят стада. Многое могут сделать сами, например, оказывают простейшую помощь при родах. Врачи вызываются в сложных случаях, а также когда требуются более узкопрофильные услуги или провести профилактические мероприятия.
Калниньш отмечает, что в течение десяти лет наблюдается рост поголовья крупного рогатого скота. Среди крупного рогатого скота опасных эпидемий не наблюдалось. В более опасной ситуации свиньи. От Африканской чумы свиней до сих пор свободная зона — только эта сторона Венты. Калниньш подчеркивает, что большая ответственность здесь лежит на хозяевах – как уберечь стада. «Главным является человеческий фактор – девяносто процентов зависит от хозяев». На датских и других иностранных фермах не было ни одного случая заболевания – там другой порядок. Но несчастье может коснуться и самой лучшей фермы.
Новых ветеринаров, в отличие от специалистов в других отраслях сельского хозяйства, хватает. В сфере малых животных уже достигнут лимит. «Для людей хорошо – есть возможность выбора», – считает Калниньш. Также число ветеринаров, специализирующихся на крупных животных достаточное. Сейчас нет строго распределения по волостям, каждый работает в зависимости от спроса. Калниньш ситуацию оценивает позитивно – крестьянин может сам выбрать, с каким врачом ему лучше работать. Труднее в более отдаленных местах, куда врач должен проехать большое расстояние.
В ветеринарии женщин больше, но с крупным животным легче работать мужчинам. Диспропорцию подтверждает практикант клиники Эверита Алдзере – на ее курсе в основном девочки, всего несколько парней. «Мне всегда нравилась медицина и животные», – говорит будущий ветврач. В этой профессии ее ничего не отпугнуло, у других есть трудности, которые надо преодолеть.
Калниньш считает, что пол доктора не является определяющим. «Что мужчина сделает силой, женщина разумом, хорошим инструментом и приглашенными помощниками».
Калниньш, стаж которого в этом году уже достигнет юбилейной отметки в 20 лет, согласен, что его поколение несколько десятилетий назад вошло в ветеринарию с новым дыханием и походом – словно новая волна. Так, например, по его инициативе рогатому скоту стали подрезать копыта специальными ножницами. Ветеринар подчеркивает, что главным в этом процессе является не устройство, а навыки самого резчика.
Теперь наблюдается вторая волна, когда качество знаний специалистов еще выше и есть возможность практики за рубежом. Калниньш признает, что постоянно надо учиться, так как информация обновляется постоянно.
Источник: rekurzeme.lv
Читайте также: Что нужно знать об обязательном чипировании и регистрации собак