Эксперт: «Госдолг Латвии за время пандемии значительно вырос»
По меркам ЕС госдолг Латвии не огромен, но все же за время пандемии он значительно вырос и в следующем году может составить более 50% от ВВП. Поэтому государству с дальнейшим его увеличением следует проявлять большую осторожность, так как уже в 2023-м Еврокомиссия может вернуть строгие фискальные рамки, сообщает передача «Домская площадь» на Латвийском радио 4.
В 2022 году государственный долг достигнет 52% от ВВП. За последние два года госдолг вырос за 4,3 млрд евро — в основном из-за борьбы с последствиями пандемии. В 2020 году затратили 1,2 млрд. евро, в этом году на поддержку было направлено еще 2,2 млрд. евро — благо, Еврокомиссия разрешила странам ради преодоления кризиса временно отступить от строгих фискальных рамок.
Нынешний долг для Латвии не критичен, но риск заключается в повышении ставок по кредитам из-за инфляции, подчеркивает глава Совета по фискальной дисциплине (СФД) Инна Штейнбука.
«Поэтому мы призываем правительства не залезать в глубокие долги, придерживаться потолка в районе 50% от валового продукта», — сказала она Латвийскому радио 4.
Сегодня проценты по внешнему долгу Латвия почти не платит. Как говорит Инна Штейнбука, с одной стороны, на рынке ситуация выгодная сама по себе, с другой — у Латвии хороший кредитный рейтинг из-за аккуратного выполнения фискальных требований. Что нам это дает? К примеру в 2011-2012 годах госдолг составлял 7 млрд евро, и Латвия тогда каждый год по процентам платила 300 млн латов (около 427 млн евро), сейчас долг — 14 млрд евро, а платежи по процентам — 200 млн евро.
Проблема заключается в том, что в 2023 году Еврокомиссия снова может обязать страны начать соблюдать фискальную дисциплину, и с этим надо считаться, так как госдолг не может расти бесконечно, подчеркивает Инна Штейнбука.
«Если начать увеличивать дефицит за счет долга, к этому можно очень хорошо привыкнуть, а отвыкнуть будет трудно выйти. Поэтому не надо залезать в лишние траты. Скорее всего в 2023 году снова будет введено [европейское] регулирование, как до кризиса, и это было бы правильно, потому что долг у всех стран и он не может быть безграничным. Если он выйдет из под контроля, это может привести к нестабильности нашей валюты, евро. Чего никто не хочет», — пояснила она.
Снизить госдолг и дефицит бюджета можно, например, за счет роста экономики. Бюджетный дефицит в этом году, по обновленным данным, составит 9,3% от ВВП, на следующий год дефицит запланирован в размере 4,8%.
Однако, как и в этом году, дефицит может быть увеличен, если потребуются средства. Совет по фискальной дисциплине рекомендует правительству тщательнее оценивать необходимость трат.
«Следующий год — предвыборный. И очень не хотелось бы, чтобы дополнительные бюджетные средства уходили на какие-то цели, которые не сильно помогают экономике выйти из кризиса и/или не сильно помогают здравоохранению, — отмечает Инна Штейнбука.