Обсуждение судьбы «Металлурга»: тамада так себе, и конкурсы не интересные
Как и обещал наш портал, мы продолжаем освещать события, связанные с будущим территории завода «Лиепаяс Металлургс». Вынуждены напомнить — сейчас пока неясно, чьим планам на это будущее суждено осуществиться – ЛСЭЗ (Лиепайская специальная экономическая зона) и самоуправления, продвигающих идею создания на этой земле, как это модно говорить, «дружественного среде» (будем надеяться, и пятнице тоже) индустриального парка, или же планам турецкого инвестора, уже купившего сталеплавильный комплекс и готового начать работу.
Итак, 23 июля в 18 часов состоялось обсуждение сложившейся ситуации, транслируемое в режиме онлайн. Организаторами действа, как и в предыдущий раз выступило общество Radi Vidi pats. Но теперь, вместо кустиков и цветов, словно по законам драматургии, дискуссия была переведена под своды ОКПС — места, где в свое время готовый к плавке лом наполнял ковши для электропечи «Металлурга». Так как работа там давно не «кипит», то общая картина, вместе с остановившимися кранами, замершей техникой и гремящим на крыше железом создала ощущение города мертвецов. Все это безрадостная лирика, и чтобы ее немного развеять, скажем, что нам все-таки позволили поприсутствовать, с условием, правда, в дискуссию с вопросами не встревать.
Для тех, кто не видел мероприятие в прямом эфире, скажем, что еще не поздно посмотреть в записи, в соцсети Facеbook — на странице организаторов.
Вкратце, общая картина была такова: ЛСЭЗ, хоть и говорит о готовности понять инвестора, непреклонно собирается сделать всем «зелено и хорошо». В свою очередь, представители инвестора, поставлены в позицию, когда им приходится оправдываться в том, чего они еще даже и не сделали. Вместо детального рассказа о планах возрождения и развития производства, которое они итак не смогут вести без соблюдения необходимых требований к экологии, им пришлось по несколько раз уверять своих оппонентов в том, что опасения, мягко говоря, излишни.
И это, напомним, притом, что ЛСЭЗ «продало им лодку, а весла отобрало», внезапно вспомнив о своем праве на землю, запланированную инвесторами для своих нужд. Судя по вопросам, возникло ощущение, что большинство вопрошавших запугано перспективами чуть ли не надвигающейся экологической катастрофы. Темное недоверие, рожденное страхом и непроверенной информацией.
В общем, и тамада не особо хорош, и конкурсы не сказать, чтоб интересные. Правда, эффектно смотрелся мэр Гунар Ансиньш, отрясавший «прах Металлурга» со своих рук, это да:
После окончания дискуссии мы задали вопросы представлявшему ЛСЭЗ Улдису Хмелевскису:
Илья Григорьев: В ходе опроса, проведенного с 4 по 8 июня Лиепайской СЭЗ и порталом «Лиепайниекием.лв» было выяснено, что около 74% лиепайчан хотят на месте «ЛМ» видеть «открытую территорию» с современным производством, 23% проголосовали за закрытую территорию с заводом черной металлургии. Но проведенный в конце мая агентством исследований «Norstat» опрос выявил, что 64% жителей Лиепаи высказались «за» возобновление работы «Металлурга», «против» было 24%. Кому верить, учитывая, что в опросе ЛСЭЗ не требовалась авторизация и голосовать можно было неоднократно?
Улдис Хмелевскис: Могу сказать, что мне про данный опрос ничего не известно. Скажу больше, про такую компанию «Norstat» мне ничего не известно, и каким образом велся опрос. Общаясь же с лиепайчанами и предпринимателями, можно заключить, что аспект загрязнения среды их волнует, и особого желания по поводу «Металлурга» у них нет. Мы исторически привыкли к тому, что «металлург» является частью Лиепаи, не смотря на болезни и вред, который был связан с его работой. Напомним также, что когда запустили электропечь, возникли перебои с электричеством, шумом по ночам, дымом… Может ли быть металлургия «зеленой», на этот вопрос должны ответить в первую очередь инвесторы, работая с соответствующими институциями. У нас пока нет достаточной информации от инвесторов по их планам решить данную проблему.
Небольшое отступление… По нашей информации и согласно протоколу заседания самоуправления от 19 — го июня, вопрос о данных «Norstat» поднимался, и на этом заседании господин Хмелевскис присутствовал…
Илья Григорьев: Многократно говорилось о потенциальном(!) вреде, который может принести новое производство. А как вы можете прокомментировать жалобы лиепайчан по работе уже имеющихся предприятий ЛСЭЗ? Вонь на улице Пулвера, перевалка зерна в порту, на которую жалуются жители улицы О. Калпака? Ранее похожая ситуация была в связи с перевалкой угля и т. д. Что делается, чтобы разобраться с этими проблемами?
Улдис Хмелевскис: Мы постоянно задаем этот вопрос предприятиям, которые тратят много сил и ресурсов на решение. Можем упомянуть фирму «GI Terminal», мазутную базу, прямо встроенную в Лаумовский район. Там, к примеру, никаких жалоб нет, не по запахам, не по шуму. Но там используются современные технологии, это было нашим условием перед началом их деятельности. Вообще, перед тем, как мы выдаем разрешение на деятельность предприятия, мы их тщательно проверяем, не будет ли их деятельность вредоносной. И дальше уже совместно думаем, как найти компромисс — установление необходимого защитного оборудования, или может быть, перенос в другое место.
Илья Григорьев: Сейчас на территории «ЛМ» работает 4 предприятия, заключивших с ЛСЭЗ краткосрочные договора об аренде. Что будет с ними, если запустится индустриальный парк, и что, если заработает завод?
Улдис Хмелевскис: Мы привлекли их в первую очередь для того, чтобы, во-первых, шло развитие этой территории. Во-вторых, краткосрочные договора нам были нужны, так как еще не было ясно локальное планирование территории, где прокладывать дороги и прочее. В будущем, мы надеемся, при наборе мощностей индустриального парка, мы будем развивать экспорт через порт, и если потребуется, часть предприятий надо будет перенести, если они не будут вписываться в инфраструктуру.
Председателя правления «Liepāja Steel» Гунтарса Сенканса, представляющего интересы турецкого инвестора, нам уже пришлось ловить на выходе, но несколько вопросов задать удалось.
Илья Григорьев: Скажите, как вы оцениваете потенциал инвестора? Настроены ли они серьезно?
Гунтарс Сенканс: Ну а как можно работать, не настроившись серьезно? Из предложенных вариантов турки выбрали именно ориентированный на возобновление производства. Они своими деньгами ответили на этот вопрос.
Илья Григорьев: Подтверждаете ли Вы намерение сделать все необходимое, для устранения возможных загрязнений?
Гунтарс Сенканс: Конечно. Сейчас речь постоянно ведется о том, что было. Без учета, как работает инвестор сейчас. Естественно, мы собираемся соблюдать все требования, какими бы строгими они не были.
Илья Григорьев: Есть ли примеры предприятий, принадлежащих инвестору, которые работают в черте города? И их работа не вызывает претензий?
Гунтарс Сенканс: Беусловно. Одно из предприятий находится прямо в Стамбуле в черте города.
Илья Григорьев: А фото завода в Грузии, которым пугали лиепайчан?
Гунтарс Сенканс: Это старая фотография. На момент, когда был сделан снимок, завод не принадлежал туркам. Скажу более, после покупки на установку новых фильтров инвестор потратил около 1.8 млн. За что получил благодарность от руководства города. В данной ситуации просто достали старое фото, а о том, что оно не имеет отношение к тому, что происходит сейчас, сказать забыли…
Выводы, читатель, делать вам. Пока же, похоже, подобного рода дискуссии напускают больше дыма и тумана, чем тот, которым пугают лиепайчан.
Автор: Илья Григорьев
Напомним, ранее состоялся первый этап дискуссии о судьбе бывшего «Лиепайского металлурга»
«Темное недоверие, рожденное страхом и непроверенной информацией». «Естественно, мы собираемся соблюдать все требования, какими бы строгими они не были». Да-да. Вонять они собрались, как раньше — невыносимо — но в пределах нормативов 5ouE, безвредных для здоровья. Чтобы этих господ не напрягать, тамада не спросила, готовы ли они обеспечить неуловимые для носа 1ouE у забора, поставив мощный фильтр, в обмен на скидку с арендной платы. Я обязательно задам этот вопрос при другой возможности. А вам — побольше объективности и профессионализма. Недалеко от начинающей тамады ушли.