Алла Юганова. Разговор по душам

Беседу вела Лена Ленкова

– Алла, добрый день!

Здравствуйте, Лена!

Позвольте начать со слов благодарности. Мне очень приятно, что Вы согласились на этот разговор.

– А почему бы и не поговорить?! Тем более, что я всегда открыта для интервью.

– Тогда не будем терять время!

Конечно.

– Уже по традиции мой первый вопрос будет связан с Латвией. Алла, Вы бывали у нас?

– Да, в Риге. Это были гастроли театра “ЛЕНКОМ”. А ещё я была, опять же в Риге, на съёмках киноальманаха “Гольфстрим под айсбергом” режиссёра Евгения Пашкевича.

– Три новеллы, повествующие о мифической неординарной Лилит, первой жене Адама. Вам достался небольшой эпизод в третьей части картины. Партнёром по площадке стал кино отец Франц, которого блестяще сыграл Алексей Серебряков. Если я не ошибаюсь, съёмки проходили в 2011 году.

­– Не ошибаетесь. Верно.

– Интересный сюжет. Ваше минутное появление в кадре несёт свою определённую значимость, свою историю. Казалось бы, минута, вроде бы мало, да?! А сколько смысла в ней заложено!

– Спасибо. Порой, иногда, даже секунда может многое решить и перевернуть с ног на голову.

– Вы правы.

– По поводу Латвии, я должна сказать, что у вас снимается достаточно много фильмов. Есть своя, особая, притягательная атмосфера. Мне нравится Прибалтика.

– Помимо столицы довелось ещё где-нибудь побывать?

– В студенческие годы я отдыхала в Юрмале. Люди очень приятные, достаточно открытые. Доброжелательные взгляды. Беседы на русском языке. Каждый раз Латвия оставляет после себя самые положительные впечатления, тёплые воспоминания. Последний раз мы привозили в Ригу спектакль “Ложь во спасение” с неподражаемой Инной Михайловной Чуриковой и Виктором Раковым в главных ролях. Невероятный вечер, встреча со зрителем. Приятно, когда в зале тебя ждёт интеллигентная публика, понимающая смысл, вложенный в спектакль режиссёром – Глебом Панфиловым. Зрители скандировали, они по-настоящему прониклись обстановкой. Было приятно выходить на поклон и видеть одухотворённые лица.

– Алла, а о моём городе, о Лиепае, что-нибудь слышали?

– В Лиепае я не была, хотя знаю, что это портовый город. Моя мечта попутешествовать, открыть для себя свою Латвию.

– Что ж, пользуясь случаем, приглашаю посетить наш чудесный приморский город. И выдвигаю свою кандидатуру на роль гида.

– Спасибо большое.  Обязательно воспользуюсь Вашим предложением.

– Раз уж затронули тему театра, не могу не спросить. Вы неоднократно говорили, что работа с Марком Анатольевичем Захаровым является большим событием в Вашей жизни. Какой была Ваша первая встреча, можете рассказать?

– Конечно. Это крупнейшее событие в моей биографии. Первая встреча с Марком Анатольевичем была достаточно интересной. У одного моего однокурсника был показ Захарову, и так получилось, что отрывок он должен был играть именно со мной. В этот день в институте был выпускной. И так как я понимала, что показывается только он и у меня никаких планов на “ЛЕНКОМ” не было и не могло было быть. Так как у Марка Анатольевича выпускался свой актёрский курс, зачем ему ещё кого-то дополнительно брать?! С этой мыслью, а вернее без неё я решила пойти не переодеваясь. Прямо так на просмотр: в выпускном платье, с красивым макияжем, на каблуках и с прической. А роль была простая. Я должна была сыграть деревенскую девочку.

– Впечатляет. А как же схожесть с образом? Сочетание не сочетаемого. Прическа, макияж.

– Об этом и речь. То есть, Вы понимаете, я была настолько далека даже от крошечной перспективы. Я об этом не думала, не старалась произвести должного впечатления, понравится. Более того, я вела себя достаточно свободно. Была естественной. Самой собой. В итоге что Вы думаете?! Меня пригласили в театр, обещая роль Фаншетты в спектакле по пьесе Пьера-Огюснета Бомарше “Женитьба Фигаро”.

– Ничего себе. Вот это настоящее попадание. Известный режиссёр разглядел в Вас изюминку. Каким, Марк Анатольевич, предстал перед Вами? Что это был за человек?

– Это был такой масштаб личности, что находясь с ним рядом даже, когда он молчал,  ощущался мощный поток энергии. Я внимала ему, впитывала его как губка. На всех репетициях слушала, прислушивалась к каждому его слову, ища в них какие-то смыслы. Всё время пыталась понять, куда он наводит меня. Мне посчастливилось с ним репетировать в некоторых работах. Это бесценный опыт. Чувство юмора, которым обладал Марк Захаров, было уникальным. Я вообще считаю, что это одно из главнейших качеств людей – уметь иронизировать и обладать самоиронией. У Захарова был юмор наивысшей планки.

– Алла наверняка за время работы в театре при руководстве Марка Анатольевича, Вы получили ценный совет, наставление от маэстро.

– Да, это было во время одной из репетиций. У меня что-то упало, что-то пошло не так. Захаров остановил рабочий процесс и сказал мне: “Алла Сергеевна, у актрисы не может не получиться!” С тех пор у меня всё стало получаться. (улыбается) Как-то я в это поверила. “Если я актриса?! А я актриса, то у меня просто не может не получиться!” И потом я обожаю свою работу и всегда получаю от неё удовольствие.

– Это главное.

– Да.

– Каково это чувствовать себя и являться “Захаровской актрисой”? Входить в труппу театра “ЛЕНКОМ”, играть на одной сцене с Александром Збруевым, с Инной Чуриковой и другими великолепными актёрами, за которыми стоит целая эпоха.

– Безусловно, работать в “ЛЕНКОМЕ”, играть на одной сцене с Александром Викторовичем Збруевым – это большое счастье! Сейчас у нас есть совместный эпизод в спектакле “Капкан”. С Инной Михайловной Чуриковой мы играли “Аквитанскую львицу”, я продолжаю наблюдать за её мастерством в спектакле “Ложь во спасение”. Бесценнейший опыт классического репертуара – замечательный спектакль чеховской “Чайки”. Великие партнёры такие, как Олег Иванович Янковский, Леонид Сергеевич Броневой, Дмитрий Певцов. Я благодарна за всё это театру и тем людям, которые содействовали тому, чтобы я получала эти роли. Тем, кто подсказывал мне, давал те или иные советы. Марк Захаров – это большая потеря, что его сейчас рядом с нами нет, невероятная утрата.

– Полностью согласна с Вами, но в то же время, хочется добавить, что дело его жизни, его кино шедевры продолжают жить, а значит, память о великом человеке, режиссёре с большой буквы никогда не умрёт и не потускнеет.

– Несомненно.

– “Театральные слёзы отучают от житейских.” – высказался однажды Василий Осипович Ключевский. Как Вам кажется, с точки зрения актрисы, что он имел в виду?

– Да, Бог его знает, что он имел в виду. Я слышу в этом освобождение. Возможность освободиться от какого-то груза, если мы говорим об актёрах. Это высвобождение той энергии, которая нам не нужна. Той энергии, которая нам делает больно, неприятно. И если мы на сцене испытываем катарсис – очищение, то таким образом мы освобождаемся от житейских слёз. Слёзы в зрительном зале – это тоже очищение, снятие накопившейся боли.

­– Чтобы довести зрителя до такого апогея должен быть поистине хороший, талантливо сыгранный спектакль. Талант и дар – одно и то же или всё же это разные понятия?

– Талант это то, что дано нам свыше. На мой взгляд, дар – это, то слово, которое звучит сильнее, более масштабно. Талант, он дан и его нужно развивать. Я не согласна с избитой формулировкой: “Талантливый человек, талантлив во всём.” У каждого могут быть какие-то свои направления, то, что легче даётся, то, что лучше всего получается, то, в чём раскрывается человек. А дар – это, то, что даётся вопреки. Дар он – как данность.

– Некий самородок.

– Да. Я знаю актёров, ленивых. Они не занимаются саморазвитием. Им не нужно прорабатывать роль. Самое главное, что у них есть это дар – свет. Раз! Лампочка зажглась и пошла игра. Ты смотришь на него и совершенно не понимаешь, как?! Как он это делает?! А делает он это гениально! Происходит мгновенное перевоплощение. Вот это и есть дар – игра, которая вызывает восторг и восхищение.

– Ваша Нина Заречная в “Чайке” прекрасная девушка, полная энергии, сил, мотивации. Желание всецело переполняет её, но, увы, ей не суждено стать актрисой, как бы не хотелось. На Ваш взгляд, чего ей не хватает?

– Разбирать пьесу “Чайка” можно бесконечно, а так же дискутировать на тему: “Почему Нина не стала актрисой?” Знаете, Нина, она, безусловно, человек талантливый, но те жизненные перипетии… А так действительно бывает – жизнь ставит человека на колени и ему тяжело подняться. Особенно это проявляется в такие моменты, как смерть – смерть ребёнка, разочарование и не возможность изменить, исправить данность. Нина – человек не бездарный. Есть в ней та искра, за которую, собственно, её люди заметили, полюбили. Полюбили не только за молодость и невинность, но и за то, что она чем-то выделяется, что-то в ней горит. Бывает, что нужно раздуть этот огонь внутри, ему нужно помочь сосуществовать в предлагаемых обстоятельствах, дать возможность разгореться. А вместо этого его пытаются затушить, не дав ни малейшего шанса на будущее. Я очень люблю эту пьесу за актуальность и глубину сюжета.

– Пьесы Антон Павловича Чехова занимают своё неотъемлемое, важное и значимое место. “Вишнёвый сад”, “Чайка”, “Дядя Ваня”, “Три сестры”… Это бессмертная классика. Путеводитель по человеческой душе. 

– И каждый раз мы открываем его заново.

– Абсолютно. Алла, давайте с театральных подмостков перейдём к кино. Вам, осмелюсь предположить, наверняка завидует добрая половина телезрительниц. Вашими партнёрами по съёмочной площадке были и являются настоящие мужчины, красавцы – актёры: Горобченко, Соловьев, Дубравин, Пашков, Константинов, Ратников, Макогон… Перечислять и перечислять. Трудно ли не влюбиться самой? Переступить грань и впустить это чувство в себя?

– Раньше снимали сериалы долго, по полтора года. Сейчас это всё происходит быстро. Три недели и снят четырехсерийный фильм. Партнёры меняются часто, не успеваешь глубоко с головой погрузиться в эти взаимоотношения. Я люблю фильмы с совершенно другим подходом и в основном он свойственен полным метрам. В телепроектах и в телесериалах всё слишком быстро происходит. Это я всё к тому, что мы просто не успеваем даже подумать о реальных чувствах. У меня замечательные партнеры, красавцы, обаятельные мужчины. Естественно, мы понимаем, что есть работа и даже если приходится в кино сыграть поцелуй, то это всего лишь игра и, я надеюсь, она убедительна. Отношения на площадке остаются деловыми, иногда дружескими. У всех свои семьи. Всё очень деликатно. В моей практике историй такого характера не было.

– Много мелодрам, много главных ролей. Лично я безмерно люблю Вашу Катю в “Тарифе на любовь”. Пусть, было давно, но фильм до сих пор является для меня чем-то особенным… Знаете, сколько бы я его не смотрела, а признаюсь, это было очень и очень много раз… Каждый просмотр мне открывает какую-то новую деталь, какой-то новый взгляд, ответ, на вопрос, которого раньше и не существовало.

– Спасибо. Я тоже люблю этот фильм. Мне понравился сценарий, Наталья Родионова, наш режиссёр, тщательнейшим образом там всё прорабатывала, прописывая каждую деталь.

– В итоге, получилось хорошее, доброе кино.

– Когда я начинаю работать над фильмом, читаю сценарий – иногда, мне всё нравится, а бывает, что-то не устраивает. Потом в процессе работы, я, конечно же, отвечаю себе на все вопросы. Меняю своё отношение, начинаю любить эту историю, любить своего персонажа.

– Какая из Ваших кинолент особо дорога? Знаю, что Вы с большой теплотой вспоминаете первую главную роль в “Сибирочке”.

– Да, “Сибирочка” для меня это очень наивный, добрый и простой фильм. Владимир Александрович Грамматиков – режиссёр картины, мой “крестный отец” в кино. Работая над фильмом, я словно продолжала обучение в институте. Меня вели, направляли, закладывая нужные и правильные постулаты профессии. Картина Владимира Ивановича Хотиненко  “Достоевский”, где я сыграла роль Анны Сниткиной – одна из самых любимых моих работ. Из последних мною сыгранных, особенно дорога работа в  фильме “Сторож” режиссёра Юрия Быкова.

– «Достоевского» я смотрела. Сильная работа, в прочем у Хотиненко других и не бывает, а вот “Сторожа” не довелось посмотреть. Обязательно исправлю это упущение. Вы поющая актриса. Вспоминая слова Михаила Чехова: “Любое искусство пытается быть похожим на музыку” хочется задать следующий вопрос. Алла, с каким музыкальным инструментом Вы бы себя могли сравнить?

– Надо подумать… Мне бы хотелось быть фортепиано. Там столько струн внутри и каждая звучит, и может звучать ещё многообразней. Себя я ощущаю именно так. Возможно, другим покажется, что струн во мне не так уж и много. Проявить всю себя пока мне не довелось. Я жду, может быть, той самой роли или несколько ролей. Надеюсь, что это будут роли в театре. Театр эта моя основная любовь, но я с радостью надеюсь и на интересные предложения в кино. Хочется сыграть всеми струнами и фибрами души. (думает) Всё таки я больше ПИАНО – я тихая, но могу быть и ФОРТЕ, иногда!

“Я предпочитаю мужчин с будущим, а женщин – с прошлым”. Оскар Уайльд. Как Вы понимаете эту фразу?

– Интересный вопрос. Женщина с прошлым, наверное, эта та женщина, которая точно понимает, что ей надо. Мужчина с будущим – тот мужчина, который нацелен на что-то. Возможно речь именно про целеустремлённость. Сложно сказать. Оскар Уайльд, человек интересный с глубоким философским мышлением. Каждый день наш взгляд на любую фразу может меняться. На сегодняшний день, мне кажется, что речь идёт именно о том, что люди знают, чего они хотят.

– Какие качества больше всего цените в мужчинах?

– Надежность. Самоирония, как я вначале уже говорила. Щедрость. Воспитанность, интеллигентность. Для меня это важно. Мне важно, чтобы перед женщиной открывали дверь. Мне важно, чтобы подавали руку. И культурно разговаривали.

– Вы говорите, а я буквально на днях стала свидетельницей умилительной картины. Мальчик, лет пяти, выходит с мамой из магазина и тащит, пыжась, тяжелую сумку. Мама ему говорит: “Дай мне её скорей! Тебе не унести!” В ответ серьёзным голосом ребёнок отвечает: “Сумка тяжелая и понесу её я!”. Я иду следом, а мальчик продолжает: “Мама, я мужчина! И пока папа работает, я несу за тебя ответственность!”

Как прекрасно. Это воспитание. Это отношение в семье. Отношение мужчины к женщине. Это дорогого стоит. Из этого мальчика вырастет достойный, порядочный мужчина.

Вы правы. А теперь, в заключение, небольшой блиц. Чего больше всего боится Алла Юганова?

– Боюсь за своих родных и близких, чтобы с ними ничего не случилось, чтобы всё было в порядке.

– Ваша главная слабость?

– Наверное, лень. Иногда, знаете ли, тяжело себя заставить что-то сделать. Но всё равно заставляю! Я человек, который борется с ленью всю жизнь! (улыбается)

– Знаете, Вы не одна такая… Страна, в которой мечтаете побывать?

– Норвегия, посмотреть хочу все фьорды. В Кении мечтаю побывать, посетить заповедник жирафов. В Америке не была. Меня больше всего привлекает природа. Я человек, идущий за природой в путешествиях, а не за достопримечательностями.

– Любимое слово паразит?

– Не могу сказать, что я сильно им злоупотребляю, но, бывает, вырывается: “Блин”.

– Все мы не без греха!

– Действительно!

– Недостаток, который прощаете легче всего?

– Наверное, тот, которым страдаю сама. Лень – прощаю, и стараюсь, помочь с ней справится.

– Ваше главное достижение?

– Мой ребёнок. Моя доченька. Я в этом мире ещё пока более ценного ничего не сделала. Что может быть выше того, чем дать человеку жизнь?!

– Кто Ваш главный советчик?

– Моя родная сестра. Я считаю, что только любящий человек может дать правильный и точный совет. Только очень любящий.

– Ваша путеводная звезда?

– Доченька. Наше будущее, то куда мы движемся – это наши дети. Она вектор моего движения.

– Алла, чтобы Вы пожелали читателям этого интервью!

– Мира в душе, мира вокруг, мира в семье, мира в стране. Миру мира! Нет ничего страшнее войн и междоусобиц. Так пусть же царит гармония и мир!

Последние новости

0 0 Оценки
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
0
Хотелось бы услышать ваши мысли, пожалуйста, прокомментируйте.x