Андрей Мамыкин: Макрон. Он или не он?

Фото: Reuters/Pascal Rossignol

Визит Эмануэля Макрона стал в Европейском парламенте событием. Обычно вялые дебаты по будущему Европы представляют собой унылое зрелище. Но тут зал был полон, на галерку пускали только по специальным пропускам. Парламент оцеплен сотнями вооруженных людей с автоматами, на крыше засели снайперы. «Его величество задерживаются»,- послышались язвительные замечания, когда президент Франции явился в зал с получасовым опозданием.

На молодого президента Франции пришли посмотреть по-разным причинам. Одни, с надеждой и восхищением, пытаясь увидеть в нем нового гуру. Другие, противники сильного Евросоюза — с глухим роптанием и ненавистью. Иные, пришли посмотреть на конкурента, который может отнять у них голоса на предстоящих выборах в Европарламент.

Однако, депутаты основных европейских партий зря так энергично хлопали президенту. Получится ли у него интегрировать Евросоюз как он обещал, еще не известно, но несомненно одно — он один из рьяных могильщиков нынешней политической системы Европы.

Избиратели во Франции проголосовали за него не потому, что он либерал или выступает за развитие ЕС. Они проголосовали против той старой политической системы, которая по их мнению обветшала и безобразно устарела. Исходя из тех же соображений голосовали и избиратели за леворадикальную «Сиризы» в Греции, за праворадикальную «Партию свободы» в Австрии и за популистов из партии «Пяти звезд» в Италии.

Новые проекты антилиберальной Европы собрались у открытой могилки старой системы. Тут и правые, и левые радикалы, и популисты. Все с лопатами, — для того, чтобы закапывать старые европейские партии. Тут появился он, такой весь проевропейский и либеральный. Все ожидали, что он станет им мешать, но он стал энергично им помогать закапывать.

Это мне напомнило сон Татьяны в «Евгении Онегине». Онегин предстает ей во сне в окружении страшной нечисти и неожиданно выясняется, что он этой нечистой силой и верховодит.

Однако, в роли принца, от которого многого ждут, кроется опасность для самого Макрона. Ведь аванс, полученный от избирателя, надо отрабатывать. Он должен явить чудо, и если оно быстро не получится, то его избиратель будет очень недоволен.

Чтобы соответствовать ожиданиям, Макрон предложил ряд амбициозных мер по дальнейшей интеграции Европы. Например, создать отдельный парламент для стран Еврозоны, пост министра финансов ЕС, отдельный бюджет для стран Еврозоны, общеевропейскую систему страхования банковских вкладов, общеевропейские списки на выборы в Европейский парламент и ряд других мер.

Однако порывы Эмануэля Макрона уперлись в представителя старой консервативной системы канцлера Германии Ангелы Меркель. Она старожил политического Олимпа и знает, что можно осуществить, а что нет. За что готов платить немецкий избиратель, а за что нет.

Пока ни одна из амбициозных инициатив Макрона не поддержана. У него нет союзников в Европе. Единственный его шанс — создать свою общеевропейскую политическую партию, чем он сейчас интенсивно занимается.

Если ему и нелиберальным антисистемщикам совместно получится организовать задуманные похороны, то на месте нынешней политической системы образуются два лагеря: за дальнейшую европейскую интеграцию, которую хочет возглавить Макрон и те, кто выступает за сохранение национальными государствами своих полномочий.

Эти два лагеря никогда не смогут договориться, они будут тянуть Европу каждый в свою сторону. В результате, в лучшем случае, она может треснуть в нескольких местах, и установиться режим многоскоростной Европы. Одни интегрируются быстрее, а другие за ними не пойдут, но из ЕС не выйдут.

В результате вместо единого проекта ЕС может образоваться растянутая колбаса, где в каждой доле будет разный наполнитель. Конечно такая евроколбаса совсем не то, о чем мечтали отцы основатели Европейского союза.

На международной арене Макрон себя, как самостоятельная единица, пока не проявил. На дебатах в европейском парламенте ему напомнили, что бывший президент Франции Жак Ширак, хоть и не имел таких больших общеевропейских амбиций, но слепо руководству США не поверил и не пошел воевать в Ирак из-за, якобы, имеющегося там оружия массового поражения. Макрон же уже отметился лояльным участием в походе США в Сирии. Участие в чужих авантюрах — это что угодно, но не черта лидера с позвоночником.

Макрону и его союзникам еще предстоит себя проявить. Пока они, как Евгений Онегин, напускают на себя очень глубокомысленный и мудрый вид, много знающих и много могущих, но по каким-то причинам в полную силу самостоятельно не действующих. За этим привлекательным образом многим хочется пойти.

Пушкинская Татьяна попыталась понять Онегина по тому, что и как он читает. Может и европейские жители, когда изучат Эмануэля Макрона повнимательней, также испытают недоумение и зададут себе вопрос Татьяны: «Уж не пародия ли он?»

 

Андрей Мамыкин, депутат Европарламента (S&D), глава латвийской делегации в S&D группе Европарламента

 

Статья оплачена «Eiropas Parlamenta Sociālistu un demokrātu progresīvās alianses grupa»

Последние новости

0 0 Оценки
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
0
Хотелось бы услышать ваши мысли, пожалуйста, прокомментируйте.x