Татьяна Жданок: «Европа должна быть континентом культур, в том числе — богатейшей русской культуры»
На вопросы Елены Осиповой отвечает депутат Европейского парламента от Русского союза Латвии Татьяна Жданок.
— Татьяна Аркадьевна, не секрет, что после вступления Латвии в Евросоюз судьбы многих латвийцев тесно переплелись с судьбой объединения. Пожалуй, на сегодняшний день у каждого жителя нашей страны, есть родственник или друг, живущий и работающий в одной из более благополучных стран Европы. Поэтому все, что связано с любыми процессами внутри ЕС нас всех не может не волновать. В этой связи хотелось бы начать с общего вопроса. В Евросоюзе, особенно в последнее время, много говорят о ценностях, на которых, как подчёркивают многие европейские политики, вроде бы зиждется это объединение. Но до сих пор в разных странах нет чёткого единого понимания этих самых ценностей. Не так ли?
— В январе состоялась первая сессия Европарламента, на которой выступал президент Франции Эммануэль Макрон. Как известно, с 1 января Франция в очередной раз на полгода стала страной-председателем в Совете Европейского союза. Это и стало поводом к его выступлению. Несмотря на все кризисные явления, противоречия и вызовы, которые стоят перед странами ЕС, Латвией — в том числе, я увидела лучик света в его выступлении. Макрон говорил и о ценностях и о том, что Европейский союз должен стать более независимым образованием.
— Вы хотите сказать, что страны ЕС и само объединение не являются суверенным?
— Макрон и другие политики видят уязвимость европейского проекта и в какой-то степени его несамостоятельность. Для Европы, Европейского союза очень важно состояться в качестве большого мирового игрока, стать федерацией или конфедерацией — неким, возможно, не монолитным, но каким-то единым целым, которым он на данный момент пока не является.
Стать не просто суммой национальных государств, а объединением, которое обладает самостоятельной волей. Не зависеть как от заокеанских партнеров, так и от других мировых игроков. Например, по вопросам внешней политики в ЕС невозможно принять решение, если все страны не пришли к единому мнению по какому-то вопросу. И здесь важен тот базис, тот стержень, вокруг которого формируется единое понимание процессов. В том числе — те самые ценности.
— Что именно Макрон считает этими ценностями? Это действительно важно, насколько они совпадают с тем, что принято у нас считать ценностями.
— К фундаментальным, но не исчерпывающим, он отнес христианские ценности и просвещение. Апелляция к христианским ценностям — это обращение к некоторой части европейского населения, для которой важны корни, традиции, на основе которых функционировало их общество на протяжении веков. И которое является важной частью идентичности самой Европы. Как известно, когда была предпринята попытка принять Конституцию ЕС, она была забаллотирована сначала на референдуме в той же Франции, а потом и в Голландии. И в Лиссабонском договоре, который оговаривает «правила общежития» внутри ЕС, уже не говорится ни о каком христианстве.
Идея просвещения восходит к Великой французской революции, лозунг которой был, как мы помним ещё по школьной программе — «Свобода, равенство, братство!». Макрон пытается обозначить эти традиционные культурные, религиозные ценности как общее культурное наследие и некоторые идеи — идеи просвещения, что должно объединить. Создать из Евросоюза не структуру с суммой локальных интересов, а самодостаточное объединение.
Есть и другая концепция — та, что продвигают Польша, Венгрия, Латвия, другие страны Восточной Европы. Суть её сводится к тому, что ЕС — это некий «профсоюз» национальных государств с общими прежде всего экономическими интересами. Проект буксует, потому что очень трудно найти общие ценности.
— Какой позиции в этой ситуация придерживается Русский союз Латвии? Уверена, что с появлением в Курземе представительства РСЛ, многим нашим читателям будет интересно услышать точку зрения партии.
— Мы считаем, что Евросоюз кроме экономических целей, ради которых он первоначально создавался, а именно — пространство для свободного перемещения людей, товаров, финансов, рабочей силы — в большей мере должен учитывать интересы малых групп, их принадлежность к территории, национальной, культурной, языковой группе.
— Одним из базовых показателей учета интересов малых групп, несомненно является образование. Русский союз Латвии много лет стоит на страже этого важного направления и является единственной политической силой, которая ставит этот вопрос во главу угла. Скажите, есть ли в ЕС понимание важности этого вопроса для сотен тысяч русскоязычных, проживающих в Латвии?
— Каждый раз, когда в Комитете по петициям мы сталкивается с вопросами образования в национальных государствах, например, выбор языка и других вопросов, Европейская комиссия отвечает, что образование находится в компетенции национальных государств. Но это и есть та закваска, которая определяет этот общий проект. Не должно быть перекоса, и мы считаем, что Европейский союз должен быть союзом тех людей и тех наций, которые его населяют.
Для нас — русских Латвии — очень важно сохранить свою культурную самобытность, через образование, через возможность свободы общения. Свободы распространения информации.
— Вы считаете, что полноценное участие русских Латвии в союзе европейских наций сможет обогатить Европейский союз?
— Как когда-то сказал создатель Ассамблеи культур народов Европы Иегуди Менухин: «Или Европа будет Европой культур, или Европы не будет». Мы хотим, чтобы Европа была именно такой — Европой культур, в том числе — богатейшей русской культуры.
— Спасибо за ответы, Татьяна Аркадьевна! А нашим читателям хочу напомнить, что по четвергам мы будем публиковать продолжение цикла бесед с Татьяной Жданок, который выходит при поддержке политической группы Европарламента «Зелёные/Европейский свободный альянс».
*оплаченная информация