Лиепая: призывают почтить память жертв Холокоста

В 2021 году исполняется 80 лет с тех пор, как с 15 по 17 декабря 1941 года в Шкедских дюнах нацисты и их местные пособники во время массовых расстрелов уничтожили тысячи лиепайских евреев.

Лиепайская еврейская община, открытый общественный фонд «Еврейское наследие Лиепаи», Лиепайский музей и мемориал имени Жаниса Липке призывают жителей 15 декабря с 17 до 19 часов почтить память жертв Холокоста и возложить цветы к стене памяти жертв Холокоста на Ливском кладбище и зажечь свечи.

Также, в память о трагических событиях 17 декабря состоится онлайн-беседа, которую с 17:00 можно будет увидеть в профиле мемориала имени Жаниса Липке в соцсети Фейсбук или на сайте lipke.lv.

«Нацисты оккупировали Лиепаю 29 июня 1941 года и уже с первых дней начали преследовать и убивать евреев. Местами массовых расстрелов  сначала стали парк Райниса, площадка возле маяка, территория в Военном городке возле водонапорной башни», – рассказывает исследователь мемориала им. Жаниса Липке Майя Мейре-Оша.

Но больше всего евреев нацисты убили в Шкеде – в дюнах на бывшем полигоне Латвийской армии. Это место они использовали и для расстрелов цыган, пациентов психоневрологических клиник и коммунистов на протяжении почти всего времени оккупации. В октябре 1944 года здесь был приведен в исполнение смертный приговор и подозреваемому в укрытии четырех евреев жителю Айзпуте Герхарду Шустерсу.

«Организацию «акции» по уничтожению евреев в конце 1941 года доверили начальнику Лиепайской полиции Фрицу Дитриху. Именно его распоряжение о запрете евреям покидать дома 15 и 16 декабря тремя днями ранее опубликовала находившаяся в то время под контролем оккупационных сил газета «Курземес вардс», – отмечает Майя Мейере-Оша.

Аресты начались уже в ночь на 15 декабря. Немецкие офицеры с латышскими шуцманами обходили город, чтобы арестовать обреченных на смерть лиепайчан еврейского происхождения и увезти их в здание бывшей женской тюрьмы на улице Тиесу.

Воспоминаниями о том дне в своих мемуарах поделился родившийся в 1930 году лиепайчанин Соломон Фейгерсон, семью которого пришли арестовывать 16 декабря:

«Мы обдумывали различные сценарии, но к убийствам не были готовы. Той ночью мы уже легли спать. Ночью в дверь позвонили. Немецкий офицер СС, которого сопровождали 5-6 шуцманов, зачитал наши имена из прежде подготовленного списка и велел быстро собираться.

Они увезли нас в тюрьму. Когда мы оказались во дворе тюрьмы, мы поняли, что обречены. Нам велели быстро подняться на второй этаж, сдать ценные вещи и оставить ключи от квартиры».

Тюремный двор был полон людей. Царили растерянность, страх, неизвестность. «Дети плакали. Пожилые понимали, что настал их последний час. Утром людей стали строить в шеренги. Нужно было стоять лицом к стене. Если кто-то падал, охранники избивали его резиновыми стеками, также женщин и детей. В середине дня во двор въехала грузовая автомашина. В нее согнали женщин. Они тащили их за волосы, били. Машина приезжала раз в час».

В тот день Фейгерсонам удалось спастись от вывоза в Шкеде. Семью расстреляли в феврале. Спастись удалось только 11-летнему Соломону, которого приютила подруга мамы Анна Эвеле. Когда мальчик оправился после ранения в ногу, он отправился в Лиепайское гетто в надежде разыскать хоть какого-нибудь родственника, друга или знакомого. К сожалению, из семьи никого уже не осталось в живых.

Читайте также: Памяти еврейских расстрелов в Шкеде

Последние новости

0 0 Оценки
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
0
Хотелось бы услышать ваши мысли, пожалуйста, прокомментируйте.x