История о том, как спортсменка из Даугавпилса в Лиепаю переселялась, и что из этого вышло…

Автор: Илья Григорьев

Когда пишешь о спортсмене, есть опасность совершить две ошибки — или подобно работнику тотализатора, сухо перечислить все его достижения, или же  словно мясник начать «копаться» в темах, о которых человек хотел бы умолчать. В результате, или за сухой информацией мы не видим самого героя материала, или же, создается впечатление, что журналисту интересен не сам человек, а ответ на заданный вопрос. Стараясь не попасть в мною же обозначенные ловушки, и дать возможность высказаться на интересующие ее темы, я встретился с трудолюбивой, целеустремленной, еще недавно проживавшей в Даугавпилсе девушкой, у которой количества медалей, завоеванных на борцовском ковре, хватило бы на две Олимпийских сборных, вместе взятых — Каролиной Тяпко.

Каролина, Вы совсем недавно вернулись из Кекавы, куда как тренер, возили своих воспитанниц. Какие успехи?

Я возила туда четырех своих девочек, одна из них взяла золото — это Виктория Иркле. Ребека Лайпнеце завоевала бронзу, Даниэла Якучинска боролась за бронзу, и в итоге стала пятой, и Санта Казимира заняла седьмое место. Более того, после турнира в Кекаве мы с другими моими воспитанницами отправились на Чемпионат Латвии среди кадетов который проходил в  Бауске 23 февраля. И там мои ученицы выступили весьма удачно — Александра Кузнецова и Кристина Войткевича завоевали золото. А уже 9 марта  в городе Даугавпилс состоялся Чемпионат Латвии среди Юниоров, где мои воспитанники не остались без медалей. Виктория Алберте уверенно завоевала золото, а Кристина Войткевича пополнила копилку достижений бронзовой медалью. В планах участие не только в чемпионатах Латвии, но и на Чемпионатах Европы.

На фото Каролина Тяпко (слева), справа — ее воспитанница Виктория Иркле, занявшая в Кекаве 1-е место.

Девочки, взявшие золото, давно у Вас занимаются?

Все по-разному кто-то больше, кто-то меньше. Немаловажно желание приходить и тренироваться. Каждый раз, отправляясь на сборы, мы видим, что девчонкам нравится и хочется стать сильнее. А это очень важно. Это значит, что я как тренер, их смогла заинтересовать. Стоит добавить, что работа тренера не ограничивается спортзалом — зачастую воспитанникам нужен совет просто по поводу того, как поступить в обычной жизни…

То есть, наступает момент, когда тренер становится чем — то вроде одного из родителей?

Конечно. А по-другому и не может быть, когда ты с этим ребенком, например, на тех же сборах находишься в режиме 24/7. Да, выходит, что они оторваны от дома, и поневоле ты на это время должен заменять родителей. Но иначе спортсмена не воспитать. И, кстати, хочу сказать отдельное спасибо руководству нашей спортшколы, которое финансирует все эти поездки. В этом плане от Федерации помощи практически нет.

Даже не взирая на то, что у Федерации плотный  график соревнований? Выходит, тренер должен сам решать моменты, связанные с организацией поездок, размещением спортсменов и т.д.?

Увы. Никого не хочу в чем-либо обвинять, но на данный момент получается так, что руководство Федерации занято больше своими проблемами. А мы сами крутимся, как можем. Есть и еще один неприятный момент — молодых, только—только начавших себя показывать спортсменов зачастую недооценивают. Конечно, никто не просит их нахваливать, это даже вредно для спортсмена на начальных этапах, но поддержать его все равно надо, чтобы он начал верить в себя. Вера в себя и оценка успехов поможет ему одерживать победы в дальнейшем. А еще бюрократия — в последнее время стало много каких-то непонятных бумажек, которые надо заполнять перед соревнованиями, и до конца не ясно, кому и зачем они нужны. В результате получается, что после преодоления всех этих препятствий и на соревнования уже едешь «через не хочу».

Да, подозреваю, что это не совсем то, о чем Вы мечтали, начав тренироваться… Как, кстати, Вы дошли до жизни такой,  что вас привело в борьбу?

Росла я в большой, многодетной семье. Сколько себя помню, все детство или с мальчишками по двору бегала, по деревьям лазала. Была, как говорится, активным ребенком. Ну а когда подошел возраст, и настало время определяться, каким спортом заняться, из интереса решила пойти на борьбу. Как-то само собой получилось, да и у  братьев подруги ходили на борьбу, а поскольку мы все дружили одной компанией, меня с ними в зал и «затянуло».

И попали Вы к очень хорошему тренеру — Любовь Копылова — признанный специалист в Даугавпилсе. Вы шли именно на вольную борьбу, или просто «на борьбу» и когда начались первые успехи?

Я просто слышала, что есть какая-то борьба. Какие там существуют различия —  об этом даже не думала. С первых тренировок стало получаться, да и я была к этому возрасту хорошо развита физически. А через девять месяцев, после того как я начала тренировки, в Даугавпилсе проходил чемпионат Европы. Любовь Марковна, это наверно единственный человек, который в меня верил, и мы решили участвовать. Я выступила и сразу стала второй. Было это в 2008-м году. Ну а дальше пошло-поехало…

Эти результаты я держала более-менее стабильно, но надо было набираться опыта и в соревнованиях и на тренировках. Вообще, очень важно понять, до какого предела тренер может довести ученика. В тот период, Любовь Марковна, как очень хороший тренер по кадетам, прекрасно работала со мной. Можно уверенно сказать, что у нее есть дар рассмотреть в ученике потенциал и перспективу. Я не намекаю на себя, я просто говорю как есть. И человек она очень хороший, у нас до сих пор прекрасные отношения. Вот планирую в ближайшем будущем своих девчонок отвести на соревнования, где будут бороться и ученицы Любови Марковны.

Тяжело было совмещать учебу и спортзал? У некоторых ведь это становится ну если не причиной конфликтов в семье, то проблемой точно, когда ребенок не может одинаково быть успешным и там, и там?

Не скажу, конечно, что было совсем легко. Училась я не на «отлично», но средний уровень спокойно держала. Тогда я уже поняла, что это вполне реально, о чем и своим воспитанницам постоянно говорю. Как мы уже говорили, в чем-то для ребенка тренер становится вторым родителем. Сейчас, к сожалению, родители мало занимаются детьми. Постоянно какие-то дела, работа… И выходит, что мне надо объяснять детям, что нужно стараться, и добиваться успехов и в спорте, и в школе. Если сам ребенок это понимает, то учителя всегда пойдут навстречу. Повторю — я сама этому пример. И не требую от детей невозможного.

Вы согласны, что тренер, если уж решил ставить в пример себя, должен говорить, опираясь на реальный опыт – это первое, и второе – не позволять каких-то вещей – например, не злоупотреблять алкоголем, вести здоровый образ жизни?

Конечно. Более того, сейчас тренер вынужден заниматься именно воспитанием ребенка больше, чем раньше. Ну что ты будешь делать, если детей  надо элементарно учить здороваться и прощаться, когда они приходят в зал? А чтобы что-то требовать от них, надо и самой соответствовать.

А что Вас натолкнуло на мысль стать тренером?

А я, мне кажется, с самого раннего детства знала, что буду тренером. Ну, знаете, это когда в школе надо было сочинения писать на тему «Кем я хочу стать»?…

А уже позже, в 12-ом классе, стала об этом подумывать все чаще. Поступить в Даугавпилсский Университет было проблематично по деньгам. Но на помощь пришла судьба — самоуправление Даугавпилса заключило с Университетом договор, что спортсмены, кто выезжает на «Мир» и «Европу», могут учиться бесплатно. Я задалась целью и поступила. Повторилась то же, что и в школе — надо было стараться как в спорте, так и в учебе. Если сравнить со школой, было гораздо сложнее. Вся эта анатомия, физиология, да еще и на латышском языке… Но ничего, я справилась. Педагоги шли на встречу, в чем-то помогал тренер. Но когда училась на втором курсе вышло так, что была необходимость переехать в Лиепаю, так что закончила учебу я уже здесь.

Почему в Лиепаю? Да еще и посреди учебного процесса?

В Даугавпилсе на тот момент сложилась не очень хорошая ситуация. У местных тренеров начались какие -то разногласия, интриги. Не хочу вдаваться в подробности, но если вкратце — меня пытались от моего тренера, Любови Марковны, «забрать». Причем поставили перед выбором — или я от нее перехожу к другому тренеру, по сути — предаю, или же путь на соревнования мне закрыт. О сложившейся ситуации  узнал директор Лиепайской спортивной комплексной школы Наум Воробейчик. Он вник в ситуацию, поговорил с моим тренером, со мной, мы все многократно обсудили, и вот я здесь…

Уезжать было тяжело?

Нет. Из-за интриг атмосфера вокруг была гнетущей, и это очень мешало заниматься любимым делом. Можно сказать, Даугавпилс меня «выдавил». Да и не было времени на переживания — надо было осваиваться в Лиепае. Конечно, руководство спортшколы мне активно помогало, создало все условия для работы. Сейчас могу твердо сказать, что в Лиепае мне гораздо комфортнее, со мной работает прекрасный тренер — Виктор Ливданс, помогает и Наум Воробейчик. В общем, если бы мне предложили сейчас вернуться, я бы отказалась.

Итак, вы в Лиепае. С чего началась Ваша работа как тренера?

Основная моя работа связана с Олимпийским Центром. Но я также вела тренировки и в спортзале в Лаумавском районе (Трест), и в 3-й школе. Там я, правда, была больше как временный тренер. Тренеров по борьбе не хватает, вот и приходилось совмещать. Нагрузка, конечно же, возрастает… Но сейчас все стабилизировалось, и основная моя работа — это тренировки в  Олимпийском центре, еще я веду группу в 7-й  школе.

Вы тренируете в основном девочек?

Да. Ничего против мальчиков не имею,  но с девочками мне проще, что ли…Больше контакт, взаимопонимание. Но тренировать девчонок сложнее, чем мальчиков, уж поверьте мне. Девчонки более эмоциональны, к ним нужно подходить более индивидуально.

Живя в Лиепае, Вы тренировали и тренировались сами, и в то же время получали высшее образование… А вот когда Вы получили диплом, не возникло такое чувство, что со своими тренерами теперь можно разговаривать на равных, а не как раньше — в точности выполнять их требования?

Нет, что Вы. Просто появилось более глубокое понимание, что и зачем необходимо делать на тренировках, а так же я прекрасно знаю, что они люди более опытные, мне до их опыта еще расти и расти, и я им доверяю полностью. Вернее будет сказать, что нам проще стало говорить на какие-то темы, лучше понимаем, о чем идет речь….

Вы сказали, что опыта Вам пока не хватает. Но все равно, Вы «не первый год в этих играх»… Что бы Вам хотелось изменить в той ситуации, в какой этот вид спорта – борьба — находится сейчас в Латвии?

Нужны специалисты. Учиться на тренеров в Латвии сейчас идти не хотят, по ряду причин, но думаю, главное — из-за финансовых вопросов. Тренера старшего поколения уходят на покой, взамен приходят единицы. А если человек не хочет стать в каком-то деле настоящим специалистом, как он сможет ему научить другого? Дети в секциях есть, кто-то всегда будет сильнее, кто — то слабее, это нормально. Но чтобы из них вырастить спортсменов высокого уровня, нужны годы. А если с ребенком некому работать — его талант не раскрывается — он рано или поздно уйдет из спорта. И потом не надо удивляться, что на соревнования едут спортсменов. Будет грамотный тренер — за ним будут и призовые места.

Ситуация сложная, но не критическая. Ничего, будем как-то справляться, бороться. Мы же борцы…

Спасибо и удачи Вам.

Вот такая она, Каролина Тяпко, несущая на своих борцовских, но все же девичьих плечах груз ответственности за своих учеников, за развитие спорта в Лиепае и спортивный престиж Латвии. Спокойно, сосредоточенно делая то, что нужно делать, и не размениваясь на пустую болтовню. Без приступов «звездной болезни» и истерик, а наоборот, легкостью и открытостью в общении, оставляющая после беседы такое ощущение, о котором можно сказать: «Если б залилась ты смехом, с ветром косами играя, я бежал бы вслед за эхом, дивный голос догоняя…»

Так что, Лиепая, повезло тебе с Каролиной! И очень сильно.

Илья Григорьев 

Последние новости

0 0 Оценки
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
0
Хотелось бы услышать ваши мысли, пожалуйста, прокомментируйте.x